Собор Святого Креста и Святой Евлалии (Барселонский Собор)

В Испании, в необычном городке – знаменитой Барселоне, основанной или папой предводителя Ганнибала, или самим Гераклом ещё в конце II тысячелетия до н.э., есть более умопомрачительный и знаменитый собор – хотя и построен он еще позднее.

Речь идёт о Соборе Святого Креста и Святой Евлалии – в большинстве случаев его именуют просто Собором Святой Евлалии либо Барселонским Собором. Этот собор является сейчас резиденцией епископа Барселонского, хотя обитатели многих государств, не достаточно понимающие об испанской истории и культуре, «поселили» епископа в другом именитом соборе – уникальном творении Антонио Гауди Sagrada Familia (Саграда Фамилия).

Собор Святой Евлалии, считающейся покровительницей городка, построен в готическом стиле – ему уже около 500 50 лет. На этом месте и ранее строились храмы: базилика стояла там ещё при римлянах, с IV века до н.э., но к концу X века мавры, завоевавшие Испанию, разрушили её стопроцентно. Но не прошло и 100 лет, как на месте базилики выстроили романский собор, хотя он просуществовал ещё меньше.

Приблизительно посреди XIII столетия к собору добавили романскую часовню – потом уцелела только она, и позже отошла к находившемуся вблизи монастырю.

В Одна тыща двести девяносто восемь году повелитель Хайме II Справедливый, граф Барселоны, отдал приказ повредить все романские строения, оставив только вышеупомянутую часовню, и начать строительство кафедрального собора в готическом стиле. Нужно сказать, что этот правитель с середины собственной жизни не стал особо интересоваться завоеваниями и походами, а занялся экономикой и укреплением собственных городов. Хайме поощрял профессиональных мастеров и архитекторов, и потому при нём было построено много церквей и дворцов; в то же время он успевал позаботиться и о ординарном народе, за что и был прозван Справедливым.

История жизни Святой Евлалии, именованием которой назван собор, припоминает истории многих христианских страдальцев первых веков после Рождества Христова.

Евлалия жила и росла в маленьком городе неподалеку от Барселоны, в IV веке. Предки воспитывали девченку, как благочестивую и ревностную христианку, и преуспели в этом: Евлалии не было ёщё и Четырнадцать лет, а она уже стала для собственных подруг примером святой жизни – днём и ночкой она занималась чтением Священного Писания, молилась и рукодельничала вкупе с другими девченками в родительском доме. Всесущие римляне тогда обладали Барселоной – похоже, что они успевали всюду, и в особенности преуспели в ликвидировании христиан, хотя история позже рассудила по другому, — и правитель Диоклетиан, узнаваемый собственной беспощадностью к последователям учения Христа, послал в городок наместника, приказав или сделать всех христиан язычниками, или убить. Молодая христианка услышала об этом, тайком ушла ночкой из дома, и днем была на городской площади, где собрали людей для принудительного воззвания в языческую веру. Там она обратилась к наместнику, прямо укоряя его в том, что он заставляет люд отрешаться от настоящей веры – очевидно, она не избежала ужасных истязаний и страдальческой экзекуции, но была тверда и не отступилась от Настоящего Бога.

Позднее Евлалию причислили к лику святых страдальцев, и сейчас в соборе её имени, во внутреннем дворе, повсевременно живут белые гуси – их 13, по числу лет, которые молодая христианка успела прожить на этом свете. Белизна оперения птиц припоминает нам о чистоте и невинности стойкой девицы, не испугавшейся ради собственной веры пыток и погибели. Главной священной реликвией собора сейчас является саркофаг с мощами Евлалии, построенный уже в XIV веке итальянскими архитекторами.

Строительство, начатое в самом конце XIII века, длилось более полутора веков – до Одна тыща четыреста шестьдесят года, но на сто процентов было закончено исключительно в XX веке – в Одна тыща девятьсот тринадцать году, когда конструктор Шарль Гольтьер наконец окончил высочайший шпиль на центральной башне – он добивается 70 метров.

Сама восьмиугольная башня – 50 м высотой; размеры собора составляют в длину – Девяносто три м, а в ширину – 40 м. Фасад собора тоже был оформлен в еще более поздние времена — только к концу XIX века, в Одна тыща восемьсот восемьдесят девять году. В средние века строительству мешали не только лишь нередкие войны, да и свирепствовавшие в Европе эпидемии чумы, и собор Святой Евлалии, как мы знаем, не является единственным «долгостроем».

Вроде бы там ни было, но собор вышел по-настоящему готическим – величавым и серьезным: о нём молвят, что это «сокровищница» стиля – нефы собора относят к наилучшим образчикам испанской готической архитектуры тех пор, хотя спецы молвят, что в нём есть и элементы французской готики – ведь он достраивался позднее, по чертежам Руанского собора.

Пропорции собора стройны и великодушны – средневековые архитекторы сработали так, что в нём много свободного места, и нет нагромождений: ребристые колонны, поддерживающие своды, не кажутся очень сильными, а выпуклыми нервюрами – рёбрами свода, кое-чем напоминающими лучи, охото наслаждаться длительно, хотя они не отличаются яркостью цвета либо утонченностью формы.

В соборе 20 6 капелл, но их иконостасы практически не украшены резьбой и объёмными фигурами, как это принято в церковных храмах Испании.

Огораживание площадки для хора, занимающей основную часть центрального нефа собора, очень пышноватое – в XVI веке его украсил мраморными рельефами узнаваемый и очень профессиональный испанский архитектор Б.Ордоньес.

О капеллах собора молвят, что это маленькие музеи.

Две из их, дель Санто-Кристо де Лепанто и капелла Преображения, числятся наилучшими эталонами готики, и выделяются на фоне других своими выразительными рельефными украшениями.

В капелле Святого Олигария, над его алтарём, помещается необыкновенное древесное распятие, которое брал с собой в бой известный Дон Хуан Австрийский, юный и честолюбивый испанский военачальник. Битва при Лепанто, где он одержал блестящую победу, считается наикрупнейшим морским схваткой XVI века – после него турки не стали властвовать на Средиземном море.

За трансептом – поперечным нефом собора, находится пресвитерий – алтарная часть, и основная капелла собора Святой Евлалии – капелла Майор, под которой устроена крипта с алебастровым саркофагом страдалицы.

Капелла дель Патросини отличается своим алтарём, увенчанным образом, написанным известным каталонским живописцем XV века, представителем готической школы Бернардо Марторелем; капелла Святого Причастия известна алтарным изображением Архангела Гавриила.

Алтари, находящиеся в бессчетных капеллах собора, сделаны, в главном, в XIV-XV веках, и являются подлинными шедеврами искусства Каталонии тех пор – в их нередко изображались святые отцы церкви и обыкновенные христиане, также причисленные к лику святых за свою благочестивую жизнь и служение Господу.

В алтаре 6-ой капеллы есть изображения Святого Мартина – покровителя бедных и боец, и Святого Амвросия, известного своим твёрдым нравом миланского епископа, непримиримого бойца с идолопоклонством, при всем этом отличавшегося умеренным образом жизни, милосердием и справедливостью. Известен исторический факт, когда епископ не побоялся отлучить от церкви правителя Феодосия, проявившего излишнюю беспощадность при усмирении восстания в одном из греческих городов.

В седьмой капелле изображены: Святая Клара – последовательница Франциска Ассизского, и Святая Великомученица Екатерина, дочь правителя Александрии, жившая в III-IV веках, и популярная посреди современников необычной мудростью, блестящей образованностью и потрясающей красотой.

Сокровищница собора находится справа от главной капеллы – в ней хранятся ценнейшие и уникальные вещи – эталоны церковного искусства и предметы культа. Поведать кратко обо всех достопримечательностях Барселонского Собора Святой Евлалии нереально – их лучше узреть своими очами.

С крыши собора, куда бессчетным туристам разрешается подниматься при помощи лифта, можно узреть его величавые и тонкие башни, город и море: ведь Барселона – это ещё и большой порт.

Во внутреннем дворе собора устроены изумительные галереи – одноярусные, но очень высочайшие. Там есть также фонтан со скульптурой Святого Жору, в каком плещутся белоснежные гуси, и пальмовый сад.

Евлалия считается церковной святой, но почитается и в православной церкви – в Две тыщи 6 году перед её мощами был совершён православный молебен.

Гатаулина Галина

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика